Пробить непрошибаемых

6992

Фактическая ликвидация секретариата по делам интеграции с передачей его функций министерству по делам детей и семьи не вызвала в обществе массовой негативной реакции. Ни пикетов, ни митингов, ни шествий поборников интеграции. Вялые заявления отдельных представителей, отдельных национальных обществ и все.

Неудивительно, потому что всем давно уже ясно, что секреатриат был сугубо бутафорской структурой, созданной лишь для того, чтобы демонстрировать Европе — государство озабочено проблемами интеграции. Секретариат оказывал небольшую финансовую поддержку в основном фольклорным мероприятиям национальных обществ, поддерживал некоторые диалоговые семинары, издание книг, компенсировал небольшие административные расходы… Вот, наверное, и все.

Падение секретариата, это не просто акт экономии денег в условиях экономического кризиса, как нам это пытались объяснить чиновники и министры. Это признание государством полной бессмысленности, проводимой политики интеграции, хотя прямо об этом никто не заявлял.

Как известно, в Сатверсме записано, что лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, имеют право на сохранение своего языка, этнической и культурной идентичности. Чтобы статья работала, необходимо выполнить несколько принципиальных условий.

Во-первых, необходимо создать управленческие структуры, которые будут руководить процессом сохранения языка и культуры нацменьшинств. Мы считаем, что такими структурами должны быть департаменты культуры нацменьшинств в министерстве культуры и департамент по школам нацменьшинств в МОНе.

Во-вторых, программы интеграции, будь то в сфере культуры или образования, должны создаваться с участием школ, культурных обществ и отдельных наиболее авторитетных представителей нацменьшинств.

В третьих, при каждом департаменте должны быть консультативные советы, разумные предложения которых автоматически включались бы в планы работы по интеграции и сохранению языка и культуры нацменьшинств. (Такие советы создавались при президенте, при МОНе, при секретариате, но эффективность их влияния на процесс интеграции была почти нулевой.)

Наши министры культуры и образования убеждены, что интеграция общества в Латвии должна происходить исключительно на основе госязыка. Такое объединение называется ассимиляцией, что для многих представителей нацменьшинств в Латвии неприемлемо.

Правда министерство образования и науки не возражает, чтобы школы нацменьшинств имели право включать компоненты своей культуры в разные предметы или за счет факультативов вводить отдельный предмет «Родная культура». Но при этом оно же четко заявляет — дополнительного финансирования на создание программ по родной культуре не будет. Как говорится, ни в чем себе не отказывайте…

И школы сегодня выкручиваются как могут. Если администрация одной школы печется о сохранении родной культуры, то находит возможности создавать и кружки, и факультативы, и даже программы образования по родной культуре. Если же администрация школы прониклась духом государственной интеграции, то родная культура сводится к развлекательным мероприятиям и религиозным праздникам.

Министерство образования и науки не считает нужным создавать образцы программ по родной культуре. Нет у нас и учебников, методических пособий для учителей. Курсы повышения квалификации, например, по теме «Русская культура» – большая редкость. Сами же школы без научного руководства, без финансирования, без координации усилий смогут сделать немного, за исключением, может быть, подвижников. Но подвижников остается все меньше и меньше.

Итак, выводы. В системе управления государством нет ни одного департамента, не говоря уже о министерстве или секретариате, который нес бы прямую ответственность за реализацию статьи в Сатверсме, дающей нацменьшинствам право на сохранение своего языка и культурной идентичности. Есть только программа интеграции на основе госязыка с выделением символических денег. Поэтому медленно пустеют русские школы, поэтому русская культурная жизнь в регионах заметно беднеет, поэтому читателей русских газет становится все меньше. Ведь интегранты русские газеты не читают. Интегранты часто вообще никаких газет не читают.

Пора, наверное, задуматься над тем, как добиться от властей гарантий по сохранению нашей языковой и культурной идентичности. Заявлениями и обращениями их не прошибешь — ребята закаленные. Опыт независимости показывает, что власти меняют свое отношение к нам только в случае судебных решений. Мы убеждены, что в нашей стране есть юристы, понимающие проблему. Готовы ли они на общественных началах подготовить иск в суд Сатверсме для получения гарантий на сохранение и развитие культурной идентичности нацменьшинств? Очень хотим на это надеяться. А мы, со своей стороны, поможем собрать все необходимые документы. А то разговоры уже надоели…

Поделиться:

Комментарии

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь
Captcha verification failed!
оценка пользователя капчи не удалась. пожалуйста свяжитесь с нами!