А судьи кто?

6296

В начале июня в Праге состоялась конференция под многозначительным названием «Совесть Европы и коммунизм». Обсудив и осудив коммунизм, участники конференции выступили за учреждение Международного дня жертв тоталитарных режимов. Отмечать его предлагается 23 августа, в день подписания пакта Молотова-Риббентропа.

Казалось бы, чехам более пристало вспомнить о 29 сентября – вполне круглой (70 лет) годовщине Mюнхенского соглашения, под которым рядом с подписью Гитлера стоят автографы руководителей весьма далеких от коммунистических идеалов руководителей Великобритании и Франции. Что касается балтийских политиков, действительно что-то потерявших из-за пакта (Абрене, например), а что-то и приобретших (Вильнюс и Клайпеда), то они в части попыток уравнять коммунизм с нацизмом как собачки бегут впереди Буша.

Не будем спорить об особенностях так и недостроенного коммунизма, а лишь отметим, что ко всему этому «уравниванию» упорно пристегивается Россия. Хотя и коммунизм, и нацизм в Россию импортировали из центра просвещенной Европы. Ну а вместе с россиянами в одну строку ложатся и русские за пределами России, объявляемые в Балтии «последствиями оккупации».

Непринужденное совмещение по-латвийски

Идеология «уравнивания» в Латвии является вполне официальной. К примеру, 7 февраля, после встречи с премьером Иварсом Годманисом, президент Валдис Затлерс признал, что страны Европы пострадали от нацизма и коммунизма. «Одна идеология получила осуждение, другая – нет», – отметил Затлерс. «Мы должны наконец-то поставить точку в этой странице истории ХХ века», – добавил он. Иварс Годманис также считает вопрос об осуждении «красной идеологии» актуальным. Он намерен поднять его на встрече со своими балтийскими коллегами в Вильнюсе.

Было бы очень здорово, если бы нацизм и коммунизм осуждались с точки зрения Всеобщей декларации прав человека, принятой ровно 60 лет тому назад благодаря победе советского солдата и осознанию ужасов Второй мировой войны. Но такого подхода трудно ожидать от наших лидеров в части массового безгражданства и пренебрежения общепризнанными правами собственных национальных меньшинств. Поэтому осуждение одного режима непринужденно совмещается с реабилитацией другого.

Вот как изложено мнение латвийского правительства в деле красного партизана Василия Макаровича Кононова в Европейском суде (параграф 92 приговора): «Правительство также подчеркивает важность таких процессов в восстановлении демократии, установлении исторической правды и гарантии правосудия для жертв преступлений против человечества и военных преступлений. …В понимании правительства, несмотря на все практические проблемы, которые стояли перед латвийскими властями, эти процессы были очень важны, поскольку они помогли восполнить несоответствия Нюрнбергского процесса, процесса, который в большой степени был примером правосудия для победителей, наказывая преступления, совершенные нацистами, и позволяя печально известным преступным действиям союзников остаться безнаказанными».

Неистовая Сандра

Геббельсу с Гитлером такой «пассионарный» подход чрезвычайно бы понравился. Но сеймовской оппозиции и этого мало.

Лидером в части осуждения «преступного тоталитарного режима», неплохо показавшего себя когда-то под Сталинградом, Курском и Берлином, сегодня по справедливости является экс-министр иностранных дел республики Сандра Калниете. Создав и возглавив в начале года партию «Гражданский союз», она не пропускает ни одной антикоммунистической тусовки ни в Латвии, ни за ее пределами.

8 апреля, к примеру, она вела одну из панельных дискуссий на конференции «Преступления, совершенные тоталитарными режимами», которая была организована Европейской комиссией в Брюсселе. Сам по себе факт, что такая конференция прошла на таком высоком уровне, оценивается очень положительно, – заметила Калниете на заседании комиссии Сейма по европейским делам, но выразила сожаление, что в конференции не участвовали министры стран ЕС. Депутат также добавила, что необходимо способствовать тому, чтобы в ЕС одинаково относились ко всем преступлениям тоталитарных режимов. Поэтому представителям Латвии необходимо проявлять активность и инициативу, чтобы продолжались дискуссии о преступлениях, совершенных при коммунистическом режиме (агентство LETA).

Сама Калниете, впрочем, не желает относиться к двум режимам одинаково.

Специальное предложение для «уравнителей»

15 марта 2007 года эта противница тоталитарных режимов голосовала против рассмотрения Декларации «О недопустимости оправдания преступлений нацистского режима, прославления лиц, воевавших на стороне нацистов, и попыток возрождения нацизма», внесенной в Сейм по инициативе ЗаПЧЕЛ. И хотя эта наша Декларация и была процентов на 70 переписана из очень близкой, в том числе и по названию, резолюции ООН, против нее были 66 депутатов из 84, принимавших участие в голосовании.

8 ноября 2007 года депутат Калниете голосовала вместе с 59 коллегами против моего предложения – зачесть время, проведенное в войсках антигитлеровской коалиции, в страховой стаж для начисления пенсии. В тот же день она еще с 56 депутатами проголосовала и против другого предложения ЗаПЧЕЛ, хотя оно было вполне в духе уравнивания преступных режимов, – зачитывать в страховой стаж время, проведенное не только в сталинских, но и в гитлеровских концлагерях.

Во всех трех случаях эта незаурядная дама была, впрочем, в главном русле латвийской политики. Но вот 24 апреля 2008 года она оказалась в числе 21 депутата, поддержавших сомнительную идею внести в календарь официально отмечаемых дней 16 марта – день памяти латышского легиона (СС).

С учетом всего, о чем я рассказал, можно смело рекомендовать отмечать Международный день жертв тоталитарных режимов не 23 августа, а именно в эту милую сердцу сторонникам уравнивания коммунизма с нацизмом дату.

Поделиться:

Комментарии

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь
Captcha verification failed!
оценка пользователя капчи не удалась. пожалуйста свяжитесь с нами!