Последний бой – он трудный самый!

6710

Последнее заседание Сейма оказалось насыщенным событиями. К тому же президент Валдис Затлерс именно в этот день пожелал произнести перед депутатами речь.

Разминка

Президент призвал парламентариев к конструктивности и толерантности. После чего депутаты сцепились друг с другом по двум вопросам процедурного характера – о передаче законопроекта о зарплатах министров из одной комиссии в другую и об отзыве депутата Илмы Чепане из комиссии по расследованию коррупции в судах по ее собственному желанию.

Минут сорок ушло на выяснение вопроса, кто больше получает и у кого из членов следственной комиссии больше мозгов. Чепане заявила, к примеру, что Добелис (председатель комиссии), превратил ее работу в цирк, а бывшая однопартийка Добелиса Анна Сейле (ныне – Гражданский союз) прямо заявила, что у председателя комиссии мозги вообще отсутствуют.

О негражданах

Наши традиционные предложения по уравниванию прав граждан и неграждан были на этот раз были разбросаны по трем законопроектам.

Один из них – это закон о выборах судебных заседателей. Мы обнаружили, что заседателей могут выдвигать лишь граждане в количестве не менее 10 человек. Трудно сказать, почему десяток неграждан не может выдвинуть заслужившего их доверие гражданина. Тем более что конечное решение по кандидатам принимает дума самоуправления.

Второй закон – это выборы в упомянутый Европарламент.

Обосновывая возможность для неграждан голосовать, мы озвучили известную аксиому математика Татьяны Жданок: из 9 мандатов Латвии в Европарламенте два принадлежат негражданам, ибо число мест между странами распределяется не по числу граждан, а по числу жителей.

Еще один аргумент – наличие права голоса на латвийских выборах у иностранцев – граждан ЕС, что делает ЕС заложником местной политики апартеида и является откровенным вызовом европейским ценностям.

Третий закон – о нескончаемой земельной реформе в городах, в рамках которой неграждане имеют меньшие права на сделки с недвижимостью, чем те же граждане ЕС и многие другие иностранцы.

В рамках этого закона рассматривалась и поправка Юрия Соколовского – снизить ставку арендной платы за хозяйскую землю, на которой стоят частные и многоквартирные дома, с 5 до 3,5 процента кадастровой стоимости. Сегодняшняя ставка грозит серьезными неприятностями сотням тысяч людей.

Если к негражданам отношение большинства Сейма однозначно отрицательное, то поправку Юрия отклоняли с извинениями и обещаниями осенью незамедлительно вернуться к решению поставленного ЗаПЧЕЛ вопроса.

О референдумах

Как известно, государственный референдум проводится в три этапа – сбор 10000 нотариально заверенных подписей под законопроектом, сбор подписей 10 процентов избирателей уже на избирательных участках и собственно референдум. Последние этапы оплачивает государство.

Первый этап организаторы оплачивают из своего кармана, что при повышении ставки нотариуса за заверение одной подписи с 2 до 10 латов делает его доступным только миллионерам.

Президент это понял и обратился в юридическую комиссию Сейма с требованием решить вопрос. Комиссия указания Президента «замылила», но фракция ЗаПЧЕЛ подала поправку, предусматривающую компенсацию из бюджетных средств тем счастливчикам, которым удалось собрать искомые 10000 подписей.

Комиссия по делам самоуправлений поддержала предложение ЗаПЧЕЛ с минимальным перевесом. Сейм, увы, 51 голосом против 41 на глазах изумленного главы государства поправку таки отклонил.

Та же комиссия рассмотрела другую поправку фракции ЗапЧЕЛ, предусматривающую организацию референдумов на муниципальном уровне.

Вердикт комиссии был интересен – предложение ЗаПЧЕЛ отклонить и поручить Кабинету министров разработать то же самое до 1 декабря 2009 года. Главным различием будет, видимо, то, что по нашему законопроекту неграждане должны быть допущены и к решающим референдумам, а по правительственному лишь к консультативным. С чем согласился и Центр согласия, проголосовавший против предложения ЗаПЧЕЛ.

Было отклонено и еще одно предложение ЗаПЧЕЛ – ввести в качестве рабочего в самоуправлениях наряду с латышским языком язык того национального меньшинства, которое на данной территории составляет большинство населения. В предыдущем нашем предложении критерий был более разумный – 20 процентов, но оно было отклонено.

Об отрицательном голосовании Сейма мы сообщим в комиссию по проверке исполнения Латвией Рамочной конвенции защиты национальных меньшинств. В конвенциях много говорится о разумном количестве меньшинств, о возможностях языка осуществлять делопроизводство, о наличии спроса. Ну, так вот вам – и количество, и мирового уровня язык, и продемонстрированный депутатами от оппозиции спрос.

О коррупции

Самым «коррупционным» в повестке дня числился закон «о предотвращении легализации преступно нажитых средств и финансирования терроризма». В прошлый раз благодаря «партии Вентспилса» (официальное название – Союз Зеленых и крестьян) и неожиданно примкнувшему к ней Центру Согласия он при последнем голосовании превратился в свою полную противоположность. Президент по требованию ЗаПЧЕЛ и партии «Новое время» вернул закон обратно в Сейм.

Повторное рассмотрение закона 17 июля прошло на удивление гладко, ибо перед голосованием «вентспилчане» сняли все свои поправки.

Основная борьба развернулась вокруг рассматриваемых в окончательном чтении поправок к закону о финансировании политических партий. Оппозиция потерпела поражение, и закон теперь предусматривает резкое увеличение предвыборных расходов.

Как следствие, давление дорогостоящей электронной рекламы на мозги избирателей будет характерно и для следующих выборов. Это устраивает все партии, рассчитывающие на поддержку спонсоров-миллионеров, которую впоследствии придется отрабатывать. К сожалению, Центр согласия временно покинул ряды оппозиции, и голосовал вместе с Народной партией и ЛПП/ЛЦ.

Тем не менее, обрело силу закона предложение ЗаПЧЕЛ поручить Кабинету министров разработать закон о частичном финансировании партий из бюджета, как это делается во всех странах ЕС за исключением Латвии. Такие меры, наряду с ограничением частных пожертвований, способствуют конкуренции на выборах идей, а не денежных мешков.

Сухой остаток

Кроме вопроса о финансировании партий Кабинету министров до 1 декабря 2009 года поручено разработать закон о муниципальных референдумах. Хотя до тех пор, пока ЗаПЧЕЛ сама этот закон не разработала и не внесла в ответственную комиссию, никаких телодвижений со стороны правящей коалиции в этом направлении не наблюдалось.

Президент внял нашим предложениям о возвращении в Сейм испорченного закона о борьбе с коррупцией, и Сейм таки принял его в том варианте, который теоретически позволяет с коррупцией бороться.

С трибуны Сейма нас заверили, что с осени начнется работа по сокращению арендной платы за землю, на которой стоят жилые дома.

В комиссии был передан и получивший скандальную известность разработанный Кабинетом министров закон о высшей школе. В законопроекте уже отсутствуют языковые ограничения для частных вузов. Чего и добивался ЗаПЧЕЛ в своем письме к премьеру.

Сейм во втором чтении одобрил закон о ратификации договора с Россией об уходе за военными захоронениями. Благодаря настойчивым требованиям ЗаПЧЕЛ,за соблюдением соглашения будет надзирать не комиссия по оценке ущерба от «советской оккупации», а государственная канцелярия.

Ну а с проблемами неграждан и с правом использовать русский язык мы в Европарламенте и Евросуде продолжим разбираться.

Не так уж плохо для одного дня, и для 5 депутатов из 100, представляющих, по мнению некоторых, деструктивную и беспомощную оппозицию.

Поделиться:

Комментарии

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь
Captcha verification failed!
оценка пользователя капчи не удалась. пожалуйста свяжитесь с нами!