Обращение Совета по образованию и культуре при ЗаПЧЕЛ к учителям и директорам школ нацменьшинств
В последнее время члены Совета получают много жалоб учащихся и родителей на то, что ряд учителей русских школ требуют, чтобы ученики на уроках учились преимущественно на госязыке, не всегда считаясь с реальными возможностями учащихся. Мы понимаем, что реализация требований закона об образовании и программы образования конкретной школы является профессиональной обязанностью учителя. Но вместе с этим профессиональной обязанностью учителя является также и методическая помощь учащимся в получении качественных знаний. Именно на недостаток такой помощи и жалуются ученики и их родители.
Позволим себе напомнить «реформаторам» некоторые важные аспекты организации учебной деятельности на уроках. Прежде чем требовать от учащихся изучения учебного материала на госязыке, следует выяснить уровень их владения латышским языком. В каждом классе всегда есть и будут дети, которые владеют госязыком на низком уровне и, следовательно, не могут изучать предмет преимущественно на латышском языке. Известно ли вам, сколько таких детей в каждом классе? Имеются ли у вас специальные методики для их обучения? Если да, то почему тогда дети и их родители жалуются на отсутствие должной помощи на уроках?
Обращаем внимание на то, что закон об образовании НЕ ЗАПРЕЩАЕТ ученикам записывать и отвечать учебный материал на русском языке.
В своем решении от 13.05. 2005 года Конституционный суд Латвии отметил, что каждая школа вправе выбирать такие программы образования, которые бы обеспечили качественные знания учащихся с разными уровнями владения госязыком. Эти программы, подчеркивается в решении Конституционного суда, должны максимально использовать билингвальное преподавание, то есть обучение НА ДВУХ языках, а не преимущественно на госязыке, как это пытаются делать педагоги, «бегущие впереди паровоза». Отдельным решением Конституционный суд подтвердил право учащихся на выбор языка ответа как на уроках, так и на выпускных экзаменах.
Мы с уважением относимся к решениям Конституционного суда, которые имеют силу закона, и надеемся, что и «реформаторы» не только уважают, но и будут руководствоваться его решениями в своей непосредственной работе.
Несмотря на непрерывные реформы школьного образования в течение последних пятнадцати лет, педагогическую совесть пока никто не отменял. Педагогическая совесть не позволяет учителю делать что-либо во вред своим ученикам или не принимать во внимание их возможности в обучении. «Не навреди» – вот основа педагогической совести.
Мы выражаем надежду, что и «реформаторы», в дальнейшем будут руководствоваться как требованиями законов, так и педагогической совестью.
От имени Совета по образованию и культуре
Яков ПЛИНЕР,
доктор педагогических наук,
председатель Совета по образованию и культуре при ЗаПЧЕЛ



















