Резекненский прорыв

7462

Немало любопытного и поучительного преподнес только что завершившийся избирательный марафон в Резекне. И далеко не случайно это вроде бы сугубо местное событие оказалось в перекрестьи приложения сил ведущих политических партий страны. Во-первых, Резекне – это сердце Латгалии, обширного и весьма проблематичного для центральной власти региона: ну никак не получается правящей националистической верхушке приручить строптивых «чангалов». А тут еще приближающиеся выборы в 9-й Сейм добавляют страстей: как не размяться перед завершающим раундом? В итоге заштатная глубинка стала своего рода испытательным полигоном для конкурирующих политических сил. Не обошлось без «сюрпризов». Но в общем-то все было предсказуемо.

Характерный штрих. За день до голосования мне повстречалась знакомая Лена, убежденная сторонница «пчел», кстати, многим им обязанная. Поговорили о том о сем, а расставаясь, полюбопытствовали: голосовать-то завтра собираешься? Оказалось, нет. Увидев мое недоумение, с горечью бросила: «А! Нету веры!…»

Увы, подобные настроения среди избирателей, некогда дружно голосовавших за «пчел», сегодня не единичны. Оказавшись перед фактом раскола объединения ЗаПЧЕЛ, его сторонники растерялись: кому же из составлявших его партий отдать предпочтение? И кому теперь верить? В Резекне на русского избирателя претендовали пять мало чем отличающихся друг от друга команд. Не удивительно, что некоторые горожане махнули на все рукой и в день выборов остались дома. Если 12 марта в выборах участвовало 15 592 избирателя (около 43%), то 20 августа лишь 11 109. И это обстоятельство не преминуло сказаться на результатах.

Другая особенность – подкуп избирателей. Да, на сей раз бомжей и прочих деклассированных «элементов» не подвозили к участкам в открытую на автобусах, но явление как таковое осталось, просто действовать стали по-умному. «Денежные» партии вовсю пользовались таким ресурсом. Во всяком случае, несколько случаев продажи голосов официально зафиксировано. Другое дело, что «пришить» факт подкупа какой-то конкретной партии почти невозможно: поди докажи, что это не оговор, не провокация. Как бы то ни было, никто шума не поднимает. Да и что толку? Не будешь же затевать все по-новой.

Надо сказать, в этой темной истории неблаговидную роль сыграл не кто иной, как председатель Центризбиркома г-н Цимдарс. Он всячески препятствовал предложению запчеловцев изымать оставшиеся после голосования «лишние» бюллетени и собирать их в опечатанную емкость. С тем, чтобы лишить подкупленного избирателя возможности отчитаться перед «покупателем».

Когда же городская дума все-таки приняла такую поправку в инструкцию о порядке голосования, г-н Цимдарс потребовал отменить ее, в противном случае грозился оспорить результаты голосования. А ведь в законе о выборах никак не оговорено, что делать с оставшимися бюллетенями, и самоуправление вправе распорядиться ими по своему усмотрению. Какими соображениями руководствовался при этом глава Центризбиркома, можно только догадываться. Объективно же это на руку партиям, не брезгующим грязными технологиями. Благо бомжей и просто обнищавших избирателей у нас хватает.

Итак, резекненцы наконец обрели новую думу. Правые партии со второго захода несколько подправили свои совсем уж хлипкие позиции: «прикупила» второй мандат «Яунайс лайкс», получили одно место «тэбэшники», в первом туре оставшиеся ни с чем. Но тем и ограничился «прогресс» правых. «Путникам» и «зеленым крестьянам» не помогло и объединение в общий блок – эффект нулевой.

На левом фланге полное фиаско потерпел оскандалившийся «Новый центр», в первом туре заимевший аж четыре мандата. Зато социалистам, объединившимся с «Дзимтене», удалось-таки пройти в думу.

«Пчелы» заметно прибавили голосов: с 5,9 процента от общего числа в первом туре до 9,78 во втором, однако по-прежнему остались с одним мандатом. Вообще распределение кресел в думе – такая хитроумная эквилибристика, что простому смертному и не разобраться. Так, «пчелы» и «тэбэшники» получили по одному мандату, хотя первые набрали 1088 голосов, а вторые всего 520. Как говорится, почувствуйте разницу.

А в целом портрет думы в общих чертах таков: средний возраст – около 40 лет, женщин – 3, мужчин – 10, высшее образование имеют 9 депутатов, четверо – среднее, латышей – 8, русских – 4, один депутат не определился с нацпринадлежностью.

Но подлинный интерес, в моем понимании, представляют не метрические данные, а расклад политических сил в думе, сложившийся по итогам предварительных консультаций и переговоров. Его можно назвать левоцентристским. Ядром правящей коалиции стали пять депутатов от ПНС, ЗаПЧЕЛ, «Нашей Латвии» и «Дзимтене» и Соцпартии. Их поддержали как бы внепартийные «Резекнес яунсаймниекс» и «Латгалес сирдс» и – что самое интересное – Латвийская Первая партия.

Откровенно правым «Новому времени», Народной партии, а также «левой» ЛСДРП пришлось смириться с ролью оппозиции.

Председателем думы избран (при яростном сопротивлении правой оппозиции) представитель ПНС Янис Тутинс, человек в городе, несомненно, авторитетный. На посту руководителя коммунальных служб он проявил себя умелым хозяйственником. Думаю, его личность во многом и предопределила относительный успех резекненской «Саскани» на выборах.

Еще до дня голосования многие комментаторы высказывали мнение, что выборы в Резекне могут послужить моделью для будущего всей Латвии. Похоже, они недалеки от истины. Конечно, праворадикальные силы постараются не допустить этого, но реальные предпосылки для такого развития событий имеются. Все решит, на мой взгляд, способность левых сил к консолидации, а также здравомыслие будущего латышского избирателя. Что оно возможно, и подсказывает резекненский опыт. При всех его издержках.

Поделиться:

Комментарии

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь
Captcha verification failed!
оценка пользователя капчи не удалась. пожалуйста свяжитесь с нами!