Выйду я на улицу…

6100

«Если народ того захочет», – отвечал в Москве Нил Ушаков на вопрос, будет ли переименована улица Джохара Дудаева в Риге.

Журналист Элита Вейдемане (Neatkarīga Rīta Avīze) категорически против того, чтобы «народ захотел», и вот почему.

«Вопреки тому, тому, что названия улиц Риги должны бы отражать не агрессивную политику России, а историю и культуру Латвии, случай с Джохаром Дудаевым имеет чуть другой оттенок: этот чеченец для многих латышей служит олицетворением небольшого угнетенного народа, жаждущего свободы. Официальная же Россия объявила Дудаева террористом.

К тому же Дудаев ненароком стал неким антиподом нашим традиционным представлениям о России: мы более-менее знакомы, скажем, с тем же творчеством Пушкина, в котором звучат не только любовные мотивы, но отражено имперское мышление; то же можно сказать о Николае Гоголе. В Риге есть названные их именами улицы. Но неизвестно, почему нет ни одной, носящей имя, к примеру, Михаила Булгакова, Бориса Пастернака или Анны Ахматовой. Эти люди с их взглядами, не прославлявшими империю, правящему режиму были абсолютно неудобны. Милитарист Дудаев в этом смысле находится на той же высоте, что и упомянутые литераторы, и потому для носителей нынешнего имперского мышления неприемлем. Имя Джохара Дудаева фактически звучит для них обвинением. Со столь же большим успехом улицу можно было бы назвать в честь Густава фон Маннергейма или Юзефа Пилсудского. В первом случае это напоминало бы русским

позорную войну 1939/1840 года против финнов, во втором – поражение большевиков в 1919 году под Варшавой, которую поляки под командованием Пилсудского защищали. В обоих случаях улицы напоминали о народах, встававших за свою родину против оккупантов.

Сегодня председатель Рижской думы Нил Ушаков против улицы Дудаева в открытую не выступает: он не столь однобок, чтобы не понимать: это имя, вернее, несущая им идея важна для большой части рижан, голосовавших за «Центр согласия». Как знать – быть может, они проголосуют за эту партию и на выборах Сейма? Но такое может произойти, если лидер партии, он же председатель Рижской думы, не будет производить резких и необдуманных движений…

За то, чтобы название улицы убрать, разворачивают активность всякие осиповы и объединенные конгрессы общин, собирающие подписи против чеченского террориста. Что мешает латышу начать сбор подписей за то, чтобы название не менять? Быть может, новая, перенятая особенность – привольно лежать не печи и ждать, когда все произойдет по щучьему веленью?».

P.S. Тут хотелось бы заметить. Вольно или невольно автор публикации назвала прославляемого ею героя чеченским террористом (см. заключительный абзац), то есть своими развенчала своими же руками изначально созданный героический образ.

Поделиться:

Комментарии

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь
Captcha verification failed!
оценка пользователя капчи не удалась. пожалуйста свяжитесь с нами!