«Я так обрадовался, когда прочитал, что полиция безопасности (ПБ) начала уголовный процесс против двух лиц, распространявших слухи о том, что государству угрожает потеря финансовой стабильности», пишет в Neatkarīgā Rīta Avīze Андрис Кангерис. И продолжает…
«По своей наивности я предполагал, что лица эти – некие спекулянты, злостно распространяющие слухи с целью заработать на скатывании страны вниз. Когда же открылось, что привлеченные к суду – лектор Вентспилсской высшей школы Дмитрий Смирнов и музыкант Валтерс Фриденбергс, действия ПБ показались мне сомнительными. А когда выяснилось, что Смирнов задержан за обнародование своего мнения в газете Ventas Balss, а Фриденбергс – за шутку, произнесенную им со сцены, я уже не знал – плакать мне или смеяться.
Любой человек, следящий за международной прессой и мнениями отдельных латышских экспертов, поймет, что в сказанном Дмитрием Смирновым нет ничего криминального.
Что же касается Фриденбергса, то, насколько мне известно, есть только одно государство, где за последний год был начат уголовный процесс против музыканта за его высказывание со сцены. Это Мьянма.
Так что же, ПБ стремится к тому, чтобы Латвия встала вровень с диктатурой?
Понятно, что если ПБ получает заявление, она обязана рассмотреть его. Однако даже если податель оного заявления Latvijas Krājbanka, это еще не означает, что следует автоматически открывать уголовное дело.
Обращение ПБ к жителям республики свидетельствует о том, что людей опять хотят приучить к самоцензуре. Как иначе интерпретировать призыв ПБ к тому, чтобы блюсти ответственность и воздерживаться от неправдивых и необоснованных комментариев? С одной стороны, распространять слухи и впрямь плохо. Но, с другой, – что есть «необоснованный комментарий»? Замолкни, несчастный, чтобы не угодить в тюрягу!»



















