Инфляция в Латвии приблизилась к опасной к черте, пишет на Интернет-портале Delfi Бенс Латковскис. И предлагает свои «рецепты».
Рост цен заставляет повышать заработную плату, а это, в свою очередь, опять «играет» на рост цен. Процесс катится, как снежный ком, и его не остановить.
Сейм начал рассмотрение законопроектов, которые по плану, разработанному правительством, должны обуздать инфляцию. Но этот план в лучшем случае можно назвать добрым волеизъявлением правительства – надо же делать хоть что-то.
Опасность инфляции можно отвести лишь одним способом – остановить рост наших запросов. Однако это всегда очень болезненно, ибо народ желает потреблять все больше и больше. Было бы разумным сделать менее привлекательным кредитование, повысить процентные ставки займов. Но в условиях, когда латвийская валюта жестко привязана к евро, ни у Банка Латвии, ни у правительства такой возможности нет — это компетенция Центрального Европейского Банка. Что и подтвердилось на недавнем его заседании: процентные ставки решено не менять.
Остается единственная возможность – пересмотреть расходную часть бюджета. Жертвами борьбы с инфляцией падут, по мнению автора публикации, учителя. Воздавая должное руководителю профсоюза работников образования Астриде Харбацевиче, Латковскис напоминает, что два года назад профсоюз и правительство подписали соглашение, по которому был утвержден план повышения заработной платы учителей до 2010 года. Правительство его выдерживает, а если на поверку оказывается, что галопирующая инфляция «съедает» прибавку к зарплате, это еще не значит, что соглашение надо пересмотреть. Об инфляционных издержках, по мнению автора публикации, надо было думать еще до того, как г-жа Харбацевича поставила под документом свою подпись. Признавая обоснованность требований учителей, тем не менее нельзя бесконечно развязывать бюджетный мешок и раздавать всем сестрам по серьгам. Многое, пишет г-н Латковскис, будет зависеть от мнения общества – на чью сторону оно встанет, если учителя начнут бунтовать. Но вариант «и волки сыты, и овцы целы», не пройдет, заключает автор.
Комментарий переводчика. А почему, собственно, «не пройдет»? Это уже имеет место быть. Волки – они же и правительство, и Рижская дума, а также всяческие агентства свой труд периодически подвергают переоценке, добавляя и добавляя себе к зарплате. Вероятно, за вредность нахождения в стенах госучреждений. К тому же проекты закатывают такие, что волосы дыбом. И это правильно. На то и волосы, чтобы шляпа на них держалась. Нижняя часть одежды, вернее, ее наличие не столь необходима. Ибо, если махать Европе «привет» из окна, старушка-Европа будет видеть исключительно шляпу да очки в стиле «дема» (DEMAkova, как вы помните, наш главный энтузиаст и толкач миллионных проектов). А ниже пояса – это исключительно для внутреннего пользования, для народа. Так сказать, стиль «де голь». Или голь перекатная…



















