Журналист газеты Vakara ziņas Андрис Рубинс задался целью выяснить, кто есть «товарищ президента министров» (премьер-министра) и каковы его функции. А также во сколько нам обходятся эти «товарищи».
За ответом он обратился к 28-й статье закона об устройстве Кабинета министров, принятом во времена, когда «рулил» государством Эйнарс Репше. Она гласит, что Кабинет министров состоит из президента министров (премьера) и приглашенных им министров. Премьер может пригласить в качестве полноправных членов одного товарища и одного или нескольких министров для особых поручений. Их количество и компетенцию определяет Кабинет министров.
Товарищи премьера – не просто энтузиасты, это неслабо оплачиваемая персоны. При расчете их жалованья берется средний размер заработной платы работающих в общественном секторе и умножается на коэффициент 8,6. Так, если в Латвии официальная средняя зарплата 246 латов, «товарищи» из Кабинета имеют ежемесячно около 2116 латов. Коэффициент для премьера чуть больше – 8,9, а «рядовые министрики» довольствуются цифрой 8,0. В нынешнем правительстве, пишет Рубинс, пять дам и тринадцать особей мужского пола, но пока не видно и не слышно ни об одном товарище премьера. Но в таком случае чего ради вообще существует этот пост? – вопрошает автор публикации. И приводит цифры – кто, когда, скольких товарищей «имел».
Страх одиночества
Первый вожак нашей Латвии Иварс Годманис не дружил ни с кем, но у него были два помощника – «первый» Илмарс Бишерс и обычный – Арнис Калниньш. Затем правительство возглавил Валдис Биркавс, и он чувствовал себя столь одиноко, что взял в товарищи сразу троих, – министра экономика Оярса Кехриса, министра юстиции Эгилса Левитса и министра госреформ Мариса Гайлиса. Последний, как известно, вслед за Биркавсом сам стал премьером и – долг платежом красен – ввел в товарищеский круг уже министра иностранных дел Валдиса Биркавса, министра финансов Андриса Пиебалгса, министра благосостояния Андриса Грунтманиса.
Беспартийный Андрис Шкеле в первом своем правительстве разжился «семерочкой» дружков – Зиедонисом Чеверсом (без определенного места в правительстве – такой кабинетный «бомж»), министром обороны Андреем Крастыньшем, министром образования и науки Марисом Гринблатсом, министром среды и регионального развития Марисом Гайлисом и позже – Анатолием Горбуновым и министрами земледелия Албертом Каулсом и Робертом Дилбсом. Во время «второго пришествия» Шкеле пришлось вести в круг «дружбанов» навязанных партнерами по коалиции заместителей – министра юстиции Юриса Какситиса и министра среды Анатолия Горбунова.
Следующий премьер – Гунтарс Крастс – в наследство от Шкеле получил не только кресло, но и Какситиса с Горбуновым. Был у власти недолго – Вилис Криштопанс уже подавал знак. И вновь – с подачи 7-го Сейма – в товарищах премьера оказались… все тот же Горбунов, но уже в ранге министр сообщений, и тот, кто был «до того», – Гунтарс Крастс. Для него выдумали особый титул – товарищ президента министров в делах Евросоюза.
Сам Себе Товарищ
…И снова у власти Шкеле с рожденной им же партией. Обходится без товарищей. Его пример – другим наука, конкретно – Андрису Берзиньшу, тот тоже одинокий волк. Но вот… Ан, Эйнарс близится! И, внемля горячечным призывам члена ЛПП Айнарса Шлесерса, назначает его «першим» своим другом. Песня на два голоса, однако, не сложилась. Шлесерсу указали на дверь, и тогда стал Репше ССТ (Сам Себе Товарищ), то есть один в двух лицах. Когда в качестве поля для покоса Кабинет министров выбрал «зеленый» Индулис Эмсис и вынул орудие труда, он призвал в помощники изгнанного Шлесерса, «который, так же, как и при Репше, ничем особым в министерстве не командовал, так что фактически занимался черт знает чем», пишет Vakara ziņas.
По мнению автора публикации, товарищем премьера могут быть люди, действительно отвечающие за определенные сферы. Если же ими становятся политические безработные, на них следует подавать в суд за разбазаривание государственных средств: «Как можно платить человеку, у которого нет определенных реальных обязанностей?» Ну а если Айгарс Калвитис и верхушка Народной партии решaт, что такой «зверь», как помощник, Kабинету опять потребуется, пусть издадут приказ о повышении в звании тамбовского волка. Ибо серый из Тамбова никаких денег из госбюджета Латвии не просит, а поэтому он для нашего президента министров – настоящий «товарищ».



















