В США начались «первичные выборы» — республиканцы и демократы определяют кандидата в президенты. А в российском Интернете грядущее голосование в Соединенных Штатах Америки уже назвали «выборами председателя земного шара». Поэтому небезынтересно, как относятся претенденты на этот пост к русским и к России.
Слезы, новинки и сенсации
Кандидаты в президенты определяются на так называемых «первичных выборах» – в каждом штате республиканцы и демократы проводят свое голосование. Сейчас однозначного лидера нет ни у тех, ни у других. Социологические опросы позволяют предположить, что фаворит демократов – супруга бывшего президента Билла Клинтона сенатор Хиллари Клинтон. Но на первом «праймериз» в Айове она неожиданно уступила основному конкуренту — сенатору Бараку Обаме. Для честолюбивой Хиллари это было сильным ударом. Казалось, она утратила веру в победу и перед опросом в Нью–Гемпшире на глазах ее выступили слезы. Эти эмоции неожиданно принесли ей победу – на первичных выборах в Нью–Гемпшире пожилые женщины пожалели г-жу Клинтон и щедро отдали голоса в ее пользу. Дальнейший ход событий трудно прогнозировать.
Если у демократов есть два основных конкурента, то в стане республиканцев ситуация более запутанная. На выборах в Айове неожиданно победил бывший губернатор Арканзаса Майк Хаккаби. Но в Нью–Гемпшире он был всего лишь третьим, получив лишь 11 процентов голосов, а первое и второе место заняли сенатор Джон Маккейн (37 процентов голосов) и бывший губернатор Массачусетса Митт Ромни. Не теряет надежды и бывший мэр Нью–Йорка Рудольф Джулиани, которого еще недавно считали фаворитом номер один. Джулиани сосредоточился на избирательной кампании в крупных штатах, не уделяя много внимания «мелочам» вроде Айовы и Нью–Гемпшира.
Во вторник, 15 января, ситуация еще больше запуталась – на первичных выборах в Мичигане победителем «праймериз» впервые стал Митт Ромни. На втором месте – Маккейн, третий – Хаккаби. Итак, Маккейн и Хаккаби не подтвердили лидерство, но и успех Ромни не говорит ни о чем – он изначально имел в Мичигане перевес, так как его отец ранее был губернатором этого штата и оставил о себе добрую память.
Еще один примечательный факт. Прежде президентом США обычно становился белый мужчина англо–саксонского или ирландского происхождения, лютеранин. Но времена меняются. На сей раз хотя бы одному из этих критериев не соответствует подавляющее большинство претендентов.
Действующие лица республиканцев
Еще в декабре явным фаворитом у республиканцев считался Рудольф Джулиани. Он – из семьи итальянских иммигрантов. Его отец в юности был не в ладах с законом и даже имел связи с мафией. Но сумел проявить недюжинную силу воли и порвать с преступным миром. А сына воспитал так, что Рудольф стал прокурором и нанес немало ударов по организованной преступности. В юности католик Джулиани был либералом и сторонником Джона Кеннеди, в зрелом возрасте превратился в консерватора–республиканца. Был мэром Нью–Йорка, в трагический день 11 сентября 2001 года (когда «Аль–Каида» устроила в Нью–Йорке масштабный теракт) проявил хладнокровие и деловитость. Если Джулиани станет президентом, политика США в отношении России вряд ли претерпит изменения.
Безусловно, самым антирусски настроенным из всех кандидатов от демократов и республиканцев является сенатор Джон Маккейн. Он же – самый пожилой из всех претендентов (71 год). Маккейн требовал исключить Россию из «большой восьмерки», возмущался арестом Ходорковского, резко высказывался в отношении грузинской и украинской политики России. В Маккейне сочетаются либерал и консерватор. К примеру, он за войну в Ираке, но громче всех возмущался пытками в иракской тюрьме Абу–Грейб.
С чем связан его антирусизм? Возможно, Маккейн ставит знак равенства между русскими и коммунистами, которых он ненавидит. Этот претендент на пост президента – сын и внук американских адмиралов, бывший кадровый военный, летчиком участвовал в войне во Вьетнаме, попал в плен, регулярно подвергался пыткам. Под пыткой Маккейн подписал признание, которое вьетнамское командование использовало в пропагандистских целях: «Я грязный преступник, совершивший акт воздушного пиратства. Я почти умирал, но вьетнамский народ спас мне жизнь, спасибо вьетнамским докторам». Измученный пытками, Маккейн пытался покончить жизнь самоубийством, но охрана помешала ему. В плену Маккейн провел больше 5 лет, подорвал здоровье, а освободившись понял, что не сумеет дослужиться до адмирала, и ушел из армии в политику. На «первичных выборах» республиканской партии он не считался фаворитом, но победа в Нью–Гемпшире придала его кампании второе дыхание. О весомости амбиций Маккейна говорит и тот факт, что о поддержке его кандидатуры уже заявили четыре бывших госсекретаря США – Роберт Шульц, Генри Киссинджер, Александр Хейг и Лоуренс Иглбергер. Кроме того, советниками Маккейна являются два бывших директора ЦРУ – Джеймс Вулси и Джеймс Шлесинджер. Но по его имиджу нанесли удар бывшие товарищи по оружию: группа ветеранов Вьетнама разослала в СМИ информацию – Маккейн не герой, а предатель. Утверждается, что когда летчик сбитого самолета с тяжелыми травмами попал в плен, он понял – без врачей не выживет. И что будто бы в обмен за медицинскую помощь он предоставил военные сведения, и вьетнамцам стало легче сбивать самолеты США. Сам Маккейн, естественно, все отрицает.
Бывшего губернатора Массачусетса Митта Ромни трудно обвинить в антирусизме. Этот богатый человек (состояние мужа и жены Ромни оценивают более чем в сто миллионов долларов) вложил небольшую часть своих средств, около ста тысяч, в акции «Газпрома». Вряд ли он вложил бы в Россию деньги, отноись он к ней крайне негативно. В США Ромни известен как удачливый юрист и бизнесмен, бывший председатель оргкомитета Олимпийских игр в Солт–Лейк–Сити. Что еще немаловажно:многодетный отец Митт Ромни мормон. И, безусловно, пользуется поддержкой большой мормонской общины. Но трудно прогнозировать, как к нему отнесутся представители других вероисповеданий. Пожалуй, религиозная принадлежность – его самое уязвимое место.
Майк Хакабби – баптист, бывший пастор. Был не только губернаторам Арканзаса, но и президентом собрания баптистов этого штата. Еще в декабре 2007 года он по опросам социологов был главным соперником Рудольфа Джулиани. По взглядам консервативен, поддерживает войну в Ираке.
Дама или афроамериканец?
Во время президентства Билла Клинтона Хиллари Клинтон была для него не только женой, но и влиятельным советником. А в юности нынешняя претендентка на пост президента мечтала о космосе и хотела попасть в НАСА. Не получилось. Когда студентка Хиллари впервые увидела Билла Клинтона, она сама проявила инициативу и первой заговорила с незнакомцем. Закончив учебу в вузе, Хиллари стала юристом, доктором права. Политическая карьера президента Клинтона уже стала историей, а его супруга только начинала шествие на политический олимп – в 2000 году Хиллари стала сенатором. Во внешней политике ее проблема заключается в том, что Клинтон была советницей мужа в период внешней политики, проводимой Ельциным–Козыревым, и привыкла к слабой России. А Владимира Путина претендентка на пост президента США недавно оскорбила, заявив, что «у него нет души».
Другой кандидат от демократической партии – Барак Обама – в подобных заявлениях пока не замечен. У него нет опыта внешнеполитической деятельности, но он и не отягощен стереотипами. Биография Барака довольно необычна. Барак Хусейн Обама родился на Гавайских островах, его отец – негр из Кении, приехавший в США изучать экономику, мать – белая американка. Вскоре после окончания учебы в вузе супруги расстались Недавно в интервью газете «Интернэшнл геральд трибюн» Барак Обама заявил: «Если в качестве президента я поеду в бедную страну, ее лидеры узнают, что у меня есть бабушка в маленькой африканской деревне, где нет водопровода, а люди умирают от малярии и СПИДа». После развода мать Обамы вторично вышла замуж. На сей раз за индонезийца, и юный Барак Обама несколько лет прожил в Индонезии. Вернувшись в США, он не только успешно окончил школу, но и стал чемпионом штата по баскетболу. Получил высшее образование, работал юристом, затем сделал политическую карьеру. Российские СМИ пишут, что сейчас Обама – единственный чернокожий сенатор США.



















