Ежегодный смотр театральных премьер 2004/2005 года завершился торжественной церемонией награждений. По традиции, «Ночь лицедеев» состоялась в день рождения Эдуарда Смильгиса в зале театра Дайлес. Поздно вечером на общем собрании театрального бомонда специальное жюри раздавало призы. Лучшим спектаклем года был признан «Месяц в деревне» Тургенева, поставленный Марой Кимеле в Новом Рижском театре. Кроме нее призы получили еще почти двадцать номинантов.
До сих пор «Ночь лицедеев» всегда отличалась толерантностью. Награды обычно распределялись так, чтобы досталось каждой сестре по серьге и никто не остался в обиде. На сей раз эта традиция была нарушена. Все репертуарные театры – и рижские, и не рижские – хотя бы в одной номинации призы получили. Только Русская драма осталась ни с чем.
И это несмотря на то, что театр на сей раз был представлен сразу в пяти номинациях. Два русских спектакля претендовали на звание лучших постановок прошлого сезона. «Все люди – кошки» Феликса Дейча – как инсценировка латышской литературы и «Сказка о Марфе-кружевнице и Иване-кузнеце» Михаила Мамедова – как детский спектакль. Кроме того, за участие в постановках Русской драмы в числе лучших по разным номинациям проходили актрисы Людмила Голубева, Резия Калниня и хореограф Алла Сигалова. Результат – ноль.
Даже Галина Полищук – русский режиссер, работающий на латышской сцене, чья очень своеобразная постановка в Национальном театре пьесы Райниса «Вей, ветерок» была представлен сразу в восьми номинациях, в том числе как лучший спектакль года и как лучшая инсценировка латышской литературы, не получила ничего. А ведь Полищук кроме того была еще номинирована и как лучший режиссер сезона. В этой номинации лавры победителя достались тоже Маре Кимеле.
Со стороны это может показаться странным. Как-никак Полищук у нас самый востребованный режиссер. Не случайно на недавнем съезде Союза театральных деятелей министр культуры Хелена Демакова объявила, что «Вей, ветерок» сегодня – единственный популярный и покупаемый в Западной Европе латышский спектакль. И, кстати, ее «Жасмин», поставленный в Русской драме, был тоже единственным от Латвии, получившим приглашение на российский Фестиваль новой драмы.
Но исход быть другим, наверное, не мог. Мы толерантны и… злопамятны. По-видимому, Полищук не смогли простить того, что она за каких-то полгода умудрилась трижды повести себя как человек свободный и ни от кого не зависящий. Она не без шума ушла из Нового Рижского театра в Национальный. Проработав там полгода, тоже хлопнула дверью – ушла на вольные хлеба и еще к тому же увела с собой нескольких актеров. А в довершение всего недавно приняла предложение поехать на шесть месяцев поработать режиссером в один из московских театров. Похоже, это и стало последней каплей, решившей ее судьбу в конкурсе.
В результате общий расклад победителей получился совсем уж неожиданный. Кроме Кимеле, от НРТ третий по значению приз получил еще и Алвис Херманис. Его «Латышские рассказы» названы лучшей инсценировкой латышской литературы. (Что вообще-то странно, потому что никакой самостоятельной литературной основы у спектакля нет.) А лучшими актерами признаны Сандра Звигуле и Андрис Кейшс – оба тоже из НРТ. Таким образом, НРТ стал безусловным лидером, у него девять наград. С большим отрывом от него идут Оперный, театр Дайлес и Национальный. Приятно, что Национальная опера получила в этот раз пять призов. В частности, Кристина Ополайс – за «Пиковую даму» и Павел Васильчиков – за «Светлый ручей». Театр Дайлес и Национальный получили на сей раз лишь четыре приза.
Но картина складывается тревожная. Получается, у нас лучший театр в Латвии – НРТ? Не думаю, что хоть один объективный критик с этим согласится. О работе жюри говорить бесполезно. О том, что оно часто бывает предвзято, писалось уже не раз. Но очевидна и другая причина. Нынешний расклад означает, что остальные наши театры, включая и Русскую драму, в погоне за коммерческим успехом просто опустили планку. И это уже серьезно.




















