Судебные тяжбы между Православной церковью Латвии и Рижской думой по поводу права собственности на церковь Петра и Павла продолжаются. Слушания в Верховном суде намечены на сентябрь. Независимо от решения суда здание было и останется архитектурной жемчужиной города. Вопрос, с домовым или без…
Ситуация с некоторой натяжкой напоминает обратное превращение Дома знаний в Кафедральный собор. Надо ли говорить, какая радость переполняла тогда православных рижан. Певцы и актеры, выступавшие на сцене Дома знаний, жертвовали положенные им деньги на возрождение храма. Сейчас разбирательства – на предмет собственности – между различными институтами волнуют общественность куда меньше. А в стенах Петропавловской церкви пока по-прежнему размещается концертный зал AVE SOL, и программа концертных мероприятий расписана на месяц вперед.
С 89-го года директором означенного очага культуры является госпожа Сармите Янфилде. За это время кто только ни выступал в стенах, что облюбовал, по словам директора, неуловимый домовой. Коллеги Сармите Янфилде частенько подшучивают над ее верой в это, по Ожегову, сверхъестественное существо. Музыканты из Индии, Африки, Японии. Многочисленные хоры, ансамбли, виртуозы-одиночки, в том числе и православного толка – достаточно вспомнить местный ‘‘Благовест’’.
Мнения насчет дальнейшей судьбы дома, как водится, разделились. С одной стороны,в концертном зале AVE SOL сеялось, посредством музыки, разумное-доброе-вечное – у многих рижан данное здание ассоцииируется именно с музыкальной культурой. С другой – веско утверждается: церковь Петра и Павла была построена православными и для православных. Это высказывание можно найти в опубликованных письмах великомученика Иоанна Поммера. И неправильно, если место алтаря занимает сцена. И ту, и другую точку зрения понять можно, а вот концертному домовому ну не повезло. Не в тех стенах он поселился.
Хотя госпожа Сармите Янфилде все же планирует, какие встречи пройдут, возможно, в следующем, по ее словам, юбилейном для здания году. Дело в том, что по одним источникам церковь в ее нынешнем виде построена в 1781-85 годах. По другим (книга Ю. Васильева – ‘‘Классицизм в архитектуре Риги’’) строительство завершено в 1786 году. Что точно – по проекту архитектора З. Зеге фон Лауренберга. И за образец приняли тогда спроектированную русским архитектором П. Егоровым православную церковь в Пярну.
Сармите Янфилде уверена, что домовой, живущий в прославленном здании, сразу выводит выступающих на сцене на чистую воду. И человек, будь он актер, музыкант, кто угодно, раскрывается перед слушателями во всей красе или же во всем уродстве. Так, видимо, надо ее понимать. Однако в начале 90-х ‘‘осчастливил’’ Ригу своим появлением печально известный Виссарион, бывший милиционер, а ныне самопровозглашенный мессия. В его общину, затерянную в дремучих просторах России, бегут даже одураченые им столичные поп-дивы. Как пример – теперь подзабытая попсовая певица Светлана Владимирская. Сармите Янфилде в свое время также попала под наработанное очарование экс-участкового и, не побоявшись гнева домового, предоставила тому сцену AVE SOL. Сейчас вопрос, как она и ее верный домовой не раскусили шарлатана, Сармите оставляет без ответа. Но, может, судебные тяжбы – его работа?




















