До визита в Ригу еврокомиссара по экономике Альмунии представители правящей коалиции обсуждали, как спасать страну. После визита они имели весьма бледный вид.
Перед визитом комиссара внутри правящей коалиции шла дискуссия, на какую сумму сокращать расходы бюджета, – на 500 миллионов латов или только на 275. Народники, листая текст «священного писания» – договора о намерениях с иностранными кредиторами, радостно изрекли: можно на 270, ведь этого достаточно, чтобы уложиться в дефицит бюджета в 8,5 процента от валового продукта. И даже гордо заявили, что не могут дать согласие на повышение налогов. Но Алмуния, совершив свой «психотерпевтический» визит, образно говоря, поднажал коленом, и… все стихло.
Если представитель МВФ еще летом кричал на нашего премьер-министра (я не преувеличиваю, сам слышал), то Альмуния тем же летом был сама корректность. И представители правящей коалиции в начале недели очень надеялись на «доброго следователя». Однако на встрече с членами бюджетной комиссии Сейма и лидерами парламентских фракций Альмуния представил свои тезисы: за базар – отвечайте, шаг – влево или вправо от договора о намерениях приравнивается к побегу, прыжок на месте – к нападению на конвой. Он напомнил, что в договоре о намерениях говорится и о снижении дефицита бюджета до 8,5 процента от ВВП, и о том, что расходы бюджета надо сократить на 500 миллионов латов.
Представители правящей коалиции имели жалкий вид. И те же народники завздыхали – дескать, увы, ничего не поделаешь.
Еврокомиссару задавали вопросы. Например, какой смысл повышать налоги, если это ведет к снижению их собираемости. На что Альмуния невозмутимо ответил: вы можете сами решать, как сокращать дефицит бюджета, мы лишь контролируем процесс. На реплику, что, мол, люди и так уезжают из Латвии, среагировал опять же невозмутимо: в Европейском Союзе свободное перемещение рабочей силы. То есть дал понять, что латвийские мигранты никому не страшны. Видимо, и немного нас в масштабах Евросоюза, и давно уже поняли в Европе, что из Латвии приезжают на заработки люди вполне цивилизованные.
Я задал Альмунии свой вопрос: кредиты придется возвращать уже в 2013-2015 годах; сможет ли Латвия расплатиться по ним, если на выплату долгов пойдет почти половина госбюджета? Альмуния жестко ответил: заплатить все равно придется. Мол, это ваши проблемы, мы можем помочь кредитными ресурсами, но вы заплатите по полной программе.
Общее впечатление от встречи? Управление Латвией перешло к иностранным администраторам. Представители правящей в Латвии коалиции только блеяли и со всем соглашались.




















