Латвийская столица давно уже не испытывала такого пристального внимания к себе – и снаружи, и извне, — как во время недавней предвыборно-выборной кампании. Громких обещаний было, как говорится, вагон и маленькая тележка, да и искусителей хватало. Вот только похмелье в этом пиру победителей может стать очень даже суровым. И в первую очередь для рижан.
Новому составу столичного муниципалитета досталось, прямо скажем, худое наследство. Дырявый, нищенский бюджет заставит отцов города пойти с протянутой рукой. И никакие обещания Шлесерса «дать удочку, чтобы сами ловили» не помогут нам стать обладателями вожделенного улова – золотая рыбка в наших водах отродясь не водилась. И вообще смехотворными выглядят посулы этого миллионера создать 50 тысяч рабочих мест за пять ближайших лет. По словам Шлесерса, это будут сплошь докеры, которые заполонят Рижский свободный порт, трудясь над транзитными грузами, официанты и прислуга в будущих отелях, парикмахеры и маникюрши-педикюрши в SPA-салонах, продавцы-кассиры в новых маркетах империи торгового магната. Без опеки не останутся также безработные и бомжи, коих трудоустроят на уборке городских парков, скверов и помоек, банковские клерки и т.п. Всем будет чем заняться. Впору вспомнить давнее новогоднее пожелание тогдашнего премьер-министр Андриса Шкеле: пусть каждый починит и покрасит забор и что-то вроде заштопает брюки, и все у нас наладится, заживем лучше некуда.
Нет, ребята, так просто даже, извините, кролики не плодятся. А уж деньги с неба падают только в сказках. По Шлесерсу, в Латвию (главным образом в Ригу) по одному его велению придут инвесторы – как с Запада, так и с Востока. И это будут солидные вливания в нашу экономику. Но это будет настоящая продажа страны (опять же Риги в первую очередь) забугорному капиталу. И литовские супермаркеты тогда покажутся нам манной небесной.
Ну да ладно, у нас ведь теперь тандем образоваться должен, который – по статусу положено – обязан холить и лелеять облик столицы Латвии, следить, чтобы ни один сантим даром не пропал. В мэры номинирован Нил Ушаков – администратор, так сказать, без подписи которого ни один важный документ хода не получит. А Шлесерс у него, стало быть, окажется в подручных – в лучшем понимании этого слова, конечно. Что сможет сотворить доброго для города эта новая команда – одному Богу известно. Однако, считаясь с амбициозностью обоих, будем считать, что мосты через озера они проектировать не станут.
С чего же они, интересно, начнут? Если судить по последним бюджетным выкладкам, в госказне хоть шаром покати. Одна надежда на очередное вливание с Запада. Но эти средства отнюдь не направятся на зарплаты учителям, медикам и стражам порядка, на стабилизацию пенсий. Все эти сотни миллионов евро станут своеобразными костылями – не дать рухнуть бюджету, сократить его огромный дефицит. Так что на плечи самоуправлений свалилось тяжкое бремя безденежья. Мало того, что за счет муниципальной казны придется кое-как оплачивать труд учителей, которых к 1 сентября заметно поубавится. Так тут еще вдруг выяснилось, что узколобые мудрецы оставили без государственных дотаций общественный транспорт. А это значит, что новой команде помимо всех прочих забот придется оперативно решать: подымать цену на билеты или как? Других вариантов, можно сказать, не видно. Разве что радикально сократить количество маршрутов да еще и поувольнять энное число вагоновожатых. Ох, не завидую я Рижской думе нового созыва.
А ведь прежняя команда наверняка заранее знала о такой ситуации, но до выборов все эти тэбэшники и «нововременщики» скромно помалкивали. Еще бы: да их бы и духу не было в новых самоуправлениях, знай об этом избиратели! На Востоке говорят о человеке, который совершил неблаговидный поступок, солгал: он потерял лицо. А здесь лицо в облике муниципалитета потерял целый город, столица страны. Вернут ли это лицо Риге, узнаем очень скоро, после 1 июля. Дело за малым: надо еще чтобы выборы мэра, вице-мэра и глав комитетов прошли так, как наметили партийные лидеры «Центра согласия» и LPP/LC. А то мы живем в такой стране, где всякие сюрпризы бывают, и строптивая оппозиция запросто может устроить какой-нибудь демарш со скандалом.



















