Весенний ветер

5094

Неделя прошла в борьбе весеннего тепла и зимней «контрреволюции». От происходящего в государстве латвийском веяло смертельным холодом и безысходностью. Денег в бюджете осталось лишь до июля, а Латвия так и не получила запланированной ранее доли спасительного кредита. Международный валютный фонд ужесточил позиции, и правительство вынуждено «осчастливить» народ известием о предстоящих через месяц хирургических (точнее будет сказать, если заменить букву «и» на «е») манипуляциях с бюджетом, отдельные статьи которого будут ампутированы аж на 40 процентов! И сокращения зарплат на этот раз затронут не только администрацию, но и абсолютное большинство рядовых работников госсектора.

Не дожидаясь такой развязки, учителя под предводительством профсоюза провели многотысячную манифестацию. Выглядело масштабно, но не грозно, а как-то жалобно. Конечно, сам по себе протест – большой шаг вперед. Еще год назад учительский профсоюз вообще не был готов на масштабные акции. А теперь приехавшие из провинции учителя шли вдоль рижских улиц, несли плакаты и пели народные песни, а у Кабинета министров встретили возмущенными криками министра финансов Репше … Тот не смутился и как мог довел мысль о том, что резать учительские зарплаты все равно будет, но… другим способом, чем доходы чиновников. Так сказать, утешил.

Никогда я не слышал столь подавленных отзывов простых латышей, наблюдавших на улицах Риги за демонстрацией педагогов. Люди чуть не плакали, говоря о навалившихся бедах. И в то же время какой-то чертенок в глубине моей души дерзко заглушал их жалобы немилосердным вопросом: «Вот сейчас им плохо, а верни этих людей в начало 90-х и позволь заново решить вопрос о независимости, о дискриминации русских и разрушения промышленности от промышленности, как бы эта интеллигенция поступила?» Не знаю, не знаю.

В начале недели, когда истек срок президентского ультиматума парламенту, мы с председателем фракции ЗаПЧЕЛ Яковом Плинером побывали на разговоре у президента. К моменту нашего прихода Валдис Затлерс уже решил Сейм не распускать, а с представителями фракций встретился «для галочки». Затлерс излучал наигранный оптимизм и говорил о «стабилизации обстановки». Мы не стали ему подыгрывать, и в отличие от представителей латышских фракций сказали, что по-прежнему настаиваем на роспуске нынешнего состава парламента. Политики должны понести ответственность за ошибки прошлых лет, и сменой правительства здесь не обойтись. А пока что из всех «авторов» нашего латвийского кризиса, добровольно политику покинул лишь «кормчий жирных времен» – Айгарс Калвитис. Его соратники – Годманис, Шлесерс и Слактерис вернулись рядовыми депутатами в Сейм. Вот пуля пролетела, и – ага. И совсем не исключено, что кто-то из них в обозримом будущем вернется порулить государством или Рижской думой, что по нынешним временам даже прибыльнее.

Единственным лучом света в мрачной латвийской реальности стало известие о положительных результатах хозяйствования государственной администрации в национализированном банке Парекс. У банка сохранился положительный собственный капитал, и на четверть акций вроде бы как нашелся солидный покупатель.

… Наперекор всему весна идет. Она рассеивает латвийскую стылую серость. Теплый ветер приносит в Латвию весеннее настроение и добрые вести из большого мира. На этой неделе вопреки всем опасениям лидеры Большой двадцатки – экономически развитых государств, которые в сумме производят 85 процентов мирового продукта, смогли договориться о мерах по выходу из глобального кризиса. В результате их Лондонской встречи было решено объединить оба конкурирующих подхода к обузданию кризиса. Англо-американский предусматривал «инъекцию» в мировую экономику большого объема денег, а российско-европейский подход предполагал более жесткий государственный контроль над финансами. Для Латвии важны оба «лекарства» – и деньги и контроль, но еще важнее – надежда. Если мировые рынки поверят мировым лидерам, а лидеры выполнят данные на этой неделе обещания, то экономика оживет уже к концу года. В Латвию «оттепель» придет позже, но важно понимать, что сама по себе, без большого мира, Латвия спастись не сможет, даже если ее руководители вдруг начнут принимать только мудрые решения.

Поделиться:

Комментарии

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь
Captcha verification failed!
оценка пользователя капчи не удалась. пожалуйста свяжитесь с нами!