От Праздника непослушания — к Революции ответственности!

2525

Интервью “МК-Латвия” с Мирославом Митрофановым, сопредседателем Русского союза Латвии, спикером второго Штаба защиты русских школ.

– Мирослав Борисович, вы кандидат в мэры Риги от Русского союза Латвии. В то же время вы фактический лидер Штаба защиты русских школ. Вы организовывали марши в защиту русского образования. Как это всё между собой связано? И как вы оказались в самой гуще событий?

– В молодости я мечтал о жизни учёного, получил образование биолога. Но при этом и в школе, и в университете меня назначали комсоргом. В 1990 году в редакции газеты — сразу поручили ведать отделом политики. Несколько раз избирался в депутаты, участвовал во многих политических кампаниях. Пару раз я пытался отойти от общественных дел, но что-то властно меня заставляло вернуться. Это «что-то» — ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Теперь, по прошествии 30 лет, могу сказать: правильно, что остался. Жизнь проходит как один миг. И он должен быть наполнен положительным смыслом. Иначе, простите за тавтологию, — смысла в жизни нет вообще.

– В книге «Русские Латвии на изломе веков. От заката СССР до кризиса Евросоюза», которую вы написали в соавторстве с Татьяной Жданок, массовые митинги 2004 года в защиту русского образования названы «Школьной революцией».  В 2017 году протестное движение возродилось, и его неформальным лидером стали уже вы. Можно ли назвать это «Второй школьной революцией?»

– На этот раз нет смысла использовать слово «школьная». Основными участниками массовых протестов 2003-2004 годов были старшеклассники русских школ. Сейчас главная сила протестов — родители учеников. «Первая школьная революция» носила черты отчаянного «Праздника непослушания». Акции тогда были более массовыми, но они мало изменили русскую общину. Взрослые предпочли отсидеться по домам, поддерживая действия детей на расстоянии. В 2017 году ситуация уже в корне отличалась. Появился страх. Между Западом и Россией развернулась новая холодная война, в Латвии возбуждались уголовные дела в отношении русских журналистов и общественников. Во всём мире начался отказ от прав человека в пользу национальной безопасности…

– Именно страх стал причиной меньшего размаха нынешних протестов по сравнению с 2003-2004 годами?

– Нет, более важная причина — распад коалиции русских СМИ Латвии. Эту коалицию в 2003 году создал Юрий Петропавловский. Тогда все хозяева и редакторы договорились поддерживать борьбу за сохранение русских школ, логично рассчитывая таким образом сохранить условия для своей миссии и бизнеса в Латвии. Будут русские школы — будут грамотные люди, способные воспринимать информацию на родном языке. Не будет школ — не нужны ни газеты, ни ТВ. Благодаря «Первой школьной революции» русские школы, пусть и не в полном формате, но сохранились. А вот большинство русских газет, по разным причинам, перестали выходить. Сейчас сигнал от нас — организаторов акций в защиту русского образования — элементарно не доходит до многих сторонников. Правда, развились социальные сети. Но доверие к ним меньше, чем, скажем к ТВ или к газетам. Поэтому мы особо благодарны редакции «МК-Латвия» за возможность в преддверии Рижских выборов обратиться к читателям.

– Есть ли у «Второй школьной революции» черты, которые положительно отличают ее от первой?

– Три отличия. Изменилось качество русского сообщества в Латвии. Главной движущей силой становятся взрослые люди, налогоплательщики. Это «Революция ответственности». Второй момент — протесты теперь не закончатся неожиданно, как в 2004 году. На этот раз мы не остановимся, движение за права русского населения Латвии будет непрерывным, пока не достигнем уважительного баланса интересов с латышским большинством. В том числе это должно означать справедливый доступ русских в госуправление, равные условия для карьеры и образования. И свободу для использования родного языка. Третье отличие — после «Школьной революции» 2004 года многие активисты отошли от борьбы. На этот раз они продолжают вступать в Русский союз, поскольку только такая организация в наших условиях способна структурировать народ для долгосрочной борьбы.

– Как эти цели связаны с рижскими выборами 29 августа? Рижская дума решает хозяйственные вопросы…

– Если забыть о стратегии, то не будут решаться и хозяйственные вопросы. Русскому союзу Латвии нужны ресурсы Рижской думы, прежде всего человеческие и информационные. Да, мы будем и строить, и ремонтировать, и развивать социальную помощь. Но главная задача — «очеловечить» государственную власть, избавиться от дискриминации, найдя общие решения с латышскими партиями. Чтобы за стройками, закупками и подрядами не терялись нужды простого человека.

– А как в будущем? Сохранится ли деление на «латышские» и «русские» партии?

– Пока сохранится. Говоря об отдалённом будущем, примером для Русского союза Латвии может служить партия шведов Финляндии, которая из общинной политической силы постепенно превратилась в ведущую центристскую партию страны. Но для этого надо выполнить много «домашних заданий». И ближайшее из них — победа на выборах 29 августа. Давайте выполним эту работу вместе!

Программа Русского союза Латвии на выборах в Рижскую думу 2020 года.

Список кандидатов от Русского союза Латвии на выборы в Рижскую думу.

Поделиться:

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. надо еще требоввть пропорциональное представительство нацменьшинств во всех структурах власти, – как в Сейме, так и в самоуправлениях!

Комментарии

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь
Captcha verification failed!
оценка пользователя капчи не удалась. пожалуйста свяжитесь с нами!