Вчера был Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Он был учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 2007 году.
Еще каких-то 30 лет назад мы мало что знали об аутизме, сегодня же, по данным ВОЗ, примерно каждый 59-ый новорожденный имеет признаки расстройства аутистического спектра (РАС). И серьезную обеспокоенность вызывает тот факт, что число их, к сожалению, с каждым годом растет. В Латвии, например, официальный диагноз «аутизм» получили уже более трехсот детей.
Рассказать об этой проблеме мы попросили нашего кандидата в депутаты Юрмальской думы Инну ДЬЕРИ.
❓ Инна, что такое аутизм, сегодня более-менее известно. А что все-таки является причиной рождения таких детей?
– Ответ на эту загадку, подкинутую нам ХХ веком, увы, до сих пор не нашли. Ребенок с аутизмом может родиться в любой семье, вне зависимости от расы, национальности, социального положения родителей. Причины называются разные: генетика, осложнения во время родов, продукты с ГМО, современные прививки, неблагоприятная экология и так далее. Но истинной причины ученые до сих пор не знают. При этом факт остается фактом – число детей с признаками расстройства аутистического спектра (РАС) растет из года в год.
❓ Аутизм имеет разные формы, от тяжелой до самой легкой, как, например, синдром Аспергера. Многие гениальные люди как раз являются носителями этого синдрома. Самые знаменитые аутисты мира – Эйнштейн, Вуди Аллен, Моцарт, Стив Джобс. Не будь у них признаков РАС, возможно, не были они столь гениальны.
– Люди с аутизмом часто оказываются гениальны в литературе, математике, музыке. Но самые простые действия – поход в магазин, разговор с соседом – им даются с трудом. В социуме, быту они порой бывают невыносимы или беспомощны. О таких еще говорят «не от мира сего». А ведь родители хотят, чтобы их дети были здоровы, счастливы, благополучны, чтобы могли самостоятельно, полноценно жить и после того, как их не станет. Это главная их задача. Ни один родитель изначально не готов к больному ребенку. В любом проявлении любой болезни. А уж к аутизму, загадке века, – тем более. Аутизм для многих родителей звучит как приговор.
❓ Может быть, поэтому некоторые родители, заподозрив у малыша аутизм, стараются этот факт скрыть?
– И тем самым оказывают ребенку медвежью услугу. Но понять их можно. Диагноз аутизм – практически приговор. Первая реакция – шок. Потом обида: почему мой ребенок?! Дальше растерянность: что делать? Начинаются поиски помощи, многие просто не знают, куда и к кому обращаться.
❓ Так куда же и к кому?
– Аутизм не болезнь, это нарушение функционирования организма и развития. Аутизм нельзя вылечить пилюлями, но помочь человеку с РАС можно! И прежде всего, ранней диагностикой и реабилитацией. В Латвии уже на законодательном уровне в ближайшее время планируют всем детям проводить раннюю диагностику. Это прогресс. Не каждый родитель всерьез воспринимает первые звоночки РАС. Ребенок к 3-4 годам не говорит или говорит очень плохо – отмахиваются, мол, вырастет, потом заговорит – не остановишь. Может и не заговорить. А самое ценное время упущено. Ранняя коррекция многих аутистов способна сделать полноценными членами общества.
Диагноз ставит психиатр или невролог. И вот тут очень важно не напороться на псевдоспециалиста, который «поставит диагноз» за 15 минут. Это долгий процесс и только высокопрофессиональный специалист может определить есть ли у ребенка аутизм и в какой степени. Увы, в Латвии таких специалистов – острый дефицит.
Надо, чтобы у нас был единый Центр аутизма для консультаций, причем, бесплатных, с поддержкой на государственном уровне, куда родители могли бы обратиться за компетентной помощью. Этот центр не должен иметь языковых предпочтений.
Билингвальность таким деткам категорически противопоказана. Она только тормозит их развитие. Для формирования внятной речи аутисты должны говорить исключительно на языке своей семьи. А у нас даже логопедов для русских детишек не готовят. Считается, что методики исправления речи латышских детей можно калькой перенести на русских. Нельзя! Любой мало-мальски грамотный лингвист объяснит, что должны быть совершенно разные, адаптированные под конкретный язык, методики.
Да, детское медикаментозное лечение у нас бесплатное, но лекарства надо подбирать не по шаблону всем, а строго с индивидуальным подходом. Это может сделать только очень опытный профессионал. И опять мы упираемся в стену – таких специалистов в Латвии крайне мало. Отчаявшиеся родители собирают последние копейки, залезают в долги и кредиты и едут в Питер в Институт мозга. В Прибалтике такого места нет. А почему бы эту миссию не взять на себя Риге? Или Юрмале? Вайвари – прекрасное для этого место, где можно будет пройти полную диагностику и курс реабилитации. Пусть что-то будет платное, а что-то на дотации государства.
❓ Там же могли бы психологическую помощь получить и родители?
– Мое глубокое убеждение, что работать надо и с обществом. Наше общество не готово принимать детей-аутистов. Их неохотно берут в детские сады, от них всеми правдами и неправдами открещиваются школы (это отдельная и очень серьезная тема для разговора). Говорить на тему аутизма – стыдно. Помните, еще совсем недавно человеку в инвалидном кресле появляться на улице было стыдно. Но общество сумело переломить эти предрассудки, многое сделано для их полноценной жизни в городе, на них никто не оглядывается и не показывает пальцем. Так и с аутизмом. На эту тему нужно говорить, создавать в обществе благоприятную среду, отношение. «Аутизм» переводится как «ушедший в себя человек». Доверит ли он себя обществу, во многом зависит от нас – людей, его окружающих.























