26 лет назад — 13 июля 1995 года — житель Даугавпилса Равиль Ягудин во дворе дома, где он жил, облил себя бензином и поджег. Спасти его не удалось. Довели…
Перед самоубийством Равиль Ягудин написал предсмертное письмо. Он проклинал чиновников, отрицавших его право жить там, где прожил десятки лет. Даугавпилчанин писал: «У вас Бога нет… Неужели вам на этом свете места мало?… Разделяете семьи».
В чем же провинился перед чиновниками Равиль Ягудин? Он вырос в Даугавпилсе, здесь прожил десятки лет. В начале 90-х годов уехал на родину предков – в Татарстан, где проработал некоторое время. Но не сложилось… Всё же земля, где вырос, оказалась ближе сердцу. Вернувшись к семье в Даугавпилс, он обратился за видом на жительство, но получил отказ. По логике чиновников Управления по делам гражданства и миграции, Равиль стал обычным иностранцем, не имевшим никаких прав на возвращение в Латвию. Они требовали, чтобы Ягудин покинул Латвию по окончании срока визы. На всё время судебных тяжб Равиль Ягудин потерял право на легальную работу. Позиция самого Равиля заключалась в том, что он местный житель, который просто на время уезжал работать за границей.
Незадолго до своей гибели Ягудин написал в дневнике:
«Жил, дети родились, выросли здесь. Женат. В браке 35 лет. Уезжал. Два года жил в Татарстане, приезжал в гости. А сейчас решил вернуться насовсем. Но не тут-то было. Подал документы в Ригу. Пришел отказ… Подал в суд Даугавпилса – рассмотрели. Отказ. Подал в Верховный – кассационную жалобу. 11 апреля 1995 года пришел ответ: в Риге будет определен статус жены. После выходных пошел продлить визу в департамент. Секретарь (блондиночка) посмотрела паспорт. Надо, говорит, приходить раньше. А на другой день то же самое.
…Не прописан. Без работы. Неужели в знак протеста против несправедливости придется жертвовать собой?».
Испытывая крайнюю степень отчаяния, принуждаемый к отъезду из страны, где прожил почти всю жизнь, Равиль Ягудин решил привлечь внимание к поведению бюрократов, избрав столь жуткий способ протеста…
В начале 90-х для того, чтобы негражданину стать нелегалом, не обязательно было как Равилю на время уехать из Латвии. Чиновники отказывались регистрировать в качестве постоянных жителей и тысячи людей постоянно, проживавших здесь, например, в заводских общежитиях. Им ставили в паспорт так называемую «круглую» печать (означала отказ в признании статуса гражданина или негражданина Латвии).
Дальше от «круглопечатников» ждали добровольного отъезда из Латвии, к отъезду подталкивали невозможностью легально работать, получать пенсии и пособия. Время от времени некоторых «круглопечатников» депортировали. Так что отказ в регистрации в Регистре жителей был трагедией отнюдь не только одного Равиля Ягудина. Пострадали десятки тысячи людей. Индивидуальную помощь им оказывал Латвийский Комитет по правам человека – через суды удавалось вернуть легальный статус сотням и тысячам человек.
Самопожертвование Равиля Ягудина вызвало международную реакцию и усилило позиции тех политиков Латвии, которые требовали закончить практику произвольного лишения легального статуса. Весной 1999 года по предложению нашей фракции ЗаПЧЕЛ 7-го Сейма Латвии, которое поддержала либеральная правящая партия Латвияс Цельш, чиновникам УГДМ было запрещено лишать жителей Латвии легального статуса до окончания всех судебных рассмотрений. Пепел Равиля стучал в наших сердцах и заставлял бороться и побеждать.
Позже «проблему Равиля Ягудина» окончательно разрешили. В поправках к Административному кодексу был закреплен принцип сохранения за человеком социально-экономических прав на время рассмотрения административных споров.























