14 мая (по старому стилю) 1914 года жители Либавы (Лиепаи) могли наблюдать удивительное зрелище: самый большой в мире аэроплан легко взлетал с водной глади моря и без проблем на неё же садился, словно море — отличная посадочная полоса.
Это по тем временам чудо демонстрировал гидроплан «Илья Муромец», созданный на Авиационном отделении рижского завода «Руссо-Балт». Как известно, полёты первого в мире четырёхмоторного самолёта «Илья Муромец» прошли ещё в 1913-1914 году в Санкт-Петербурге. Однако в Либаве (Лиепае) 14 мая 1914 года испытывали другой летательный аппарат — гидроплан. Чтобы отправить его в полёт с водной глади Балтийского моря, «летающую лодку» усовершенствовали — второй по счету самолёт серии «Илья Муромец» имел более мощные двигатели.
По меркам того времени самолёт был огромным. И поэтому его испытания прошли позже, чем планировалось, ведь по началу гидроплан предполагалось доставить в Либаву ещё в конце февраля. Но выяснилось, что это невозможно, и одна из причин – в Либаве просто не нашлось ангара, способного вместить «Илью Муромца».
Во время испытания создатель «Ильи Муромца», знаменитый авиаконструктор Игорь Иванович Сикорский лично сел за штурвал своей самой большой в мире «летающей лодки». Вторым пилотом был местный авиатор Григорий Лавров. Полёт прошел удачно, гидроплан прекрасно слушался пилота.
После испытательного полёта Игорь Сикорский уехал из Либавы, так как его ждали другие важные дела: уже в середине июня 1914 года на «сухопутном» самолёте серии «Илья Муромец» он совершил знаменитый перелёт по маршруту Санкт-Петербург – Киев и обратно в Санкт-Петербург. Кстати, среди членов экипажа Сикорского в том полёте был тот же авиатор Григорий Лавров, а вторым пилотом стал Кришьянис Прусис – один из первых лётчиков-латышей.
Что же касается гидроплана, то весь июнь 1914 года на нём тренировались в Либаве, взлетая с водной глади и совершая посадку на неё же, местные авиаторы. Причем взлетали они не только с поверхности моря, но и с Тосмарского канала.
























