14 июня 1941 года, ровно 82 года назад, на территории Латвии прошла массовая депортация. Официальная пропаганда утверждает, что она коснулась только латышей. Но это далеко не так, в этот день беда пришла во многие семьи людей разных национальностей.
Татьяна ЖДАНОК, наш депутат Европарламента, рассказывает: «В одной дискуссии на латвийском телевидении мне пришлось осадить коллегу-депутата, утверждавшего, что репрессии 1941 года носили исключительно этнический характер. Я просто заметила, что семья моего русского дяди попала под маховик репрессий, причем по доносу соседей-латышей».
Более подробно эта печальная история выглядит так.
Дедушка Татьяны Аркадьевны, Иван Алексеевич Берницкий, был родом из Острова, в то время уездного города Псковской губернии. В городе была учительская семинария, среди студентов которой было много молодежи из соседней Латгалии. Владимир, родной брат Ивана, познакомился там с латышской девушкой Хеленой, с которой создал семью. Все это было накануне Первой мировой. Молодых педагогов направили работать в Лудзенский край, в волость Пилда. На берегу озера с длинным названием Большая Филандмуйжа находилось здание русской начальной школы. Владимир стал её директором, а его жена Хелена преподавала в латышской гимназии в Пилде. У них родилось двое детей. Школу Владимир Алексеевич привел в идеальный порядок, создал большое приусадебное хозяйство. Но семейное счастье прервалось, когда к ним в июне 1941 года на основании доноса соседей явились нежданные гости. «Это была зависть к их золотым рукам, трудолюбию, желанию работать и радоваться жизни. На основании этого доноса, Владимира с сыном, студентом университета, увели в неизвестном направлении, и больше о них никто не слышал. Хелену с дочкой выслали в Красноярский край, где дочка вскоре тяжело заболела и скончалась. Хелена находилась в Сибири до 1955 года, когда была освобождена и потом вернулась в Латвию», – поведала Татьяна Аркадьевна.
В Латвии Хелена жила в Балви, где её уже и разыскали родные. «Тётя Лена, как мы её называли, продолжила работать учительницей и очень тепло отзывалась о людях в Сибири, которые помогали ссыльным чем могли. При этом она категорически отказывалась ехать в Пилду, потому что не хотела видеть продолжавшую там жить семью доносчиков», – с грустью подытожила Жданок.
▶️ Справка: Сухая статистика из Википедии показывает, что из всех этнических групп, проживавших в Латвии, больше всего от депортаций пострадали евреи, а пропорция жертв из числа русских лишь в два раза меньше, чем у латышей. В 1941 году было депортировано 0,78% всего населения Латвии. Было выслано 1,93% всех проживавших в Латвии евреев, 0,85% от общего числа латышей и 0,4% русских.
























