15 октября 1991 года парламент принял постановление, разделившее всех жителей Латвии на граждан и неграждан. Около 1/3 всех людей, из которых 80% нелатышей, были лишены избирательного права и фактически по уровню участия в политической жизни приравнены к рабам Рима или любой другой дохристианской рабовладельческой республики.
Сегодняшние «успехи» в сокращении безгражданства достигнуты преимущественно за счет смертности и иммиграции политических изгоев. Сейчас неграждан «всего лишь» около 200 тысяч. Тем не менее Латвия твердо держит первое место в мире по числу политических «рабов» на душу населения, и первое место в Европе по их общей численности.
Список различий в правах граждан и неграждан давно перевалил за 80 пунктов и имеет тенденцию к расширению. Последнее дополнение можно найти в новом законе о самоуправлениях: только граждане могут подать в муниципалитет обязательное к рассмотрению коллективное заявление а также (наряду с гражданами ЕС) избирать и быть избранными в консультативный муниципальный совет.
Я хорошо помню промозглую осень 1991 года, когда мы с женой пошли в ближайшее отделение Департамента гражданства и иммиграции, чтобы зарегистрировать себя и троих детей в непонятном статусе постоянных жителей. В отделении была единственная надпись на русском языке: «в качестве граждан России регистрируют в посольстве этой страны» и указан адрес.
Тех наших соотечественников, которые этому совету последовали, через 30 лет заставили сдавать языковой экзамен, заполнять унизительную анкету, а 4000 гражданам РФ, которые не захотели или не смогли, прислали письма с предложением покинуть Латвию.
Но «прогресс» не стоит на месте. 2 октября премьерская партия решила обратить натурализацию вспять – предложила лишать гражданства тех натурализованных неграждан, которые «нелояльны к стране». Автор законопроекта, депутат от «Единства» Андрей Юдин – сам натурализованный гражданин. Так что об уровне лояльности бывших неграждан может судить на собственном опыте. Возможно, он решил начать с меня, многократно демонстрировавшего нелояльность к описанной выше политике властей, чтобы товарищи по партии не начали с него самого.























