(1936 – 1996)
Телезрители со стажем хорошо помнят юмористическую программу «Вокруг смеха», которую 13 лет, с 1978 по 1991 годы, вел поэт-пародист Александр Иванов. Благодаря ей широкая советская публика узнала Михаила Жванецкого, Романа Карцева и Виктора Ильченко, Григория Горина, Аркадия Арканова и многих других сатириков. Передача была настолько популярна, что поэты выстраивались в очередь, чтобы удостоиться пародии от «Сан Саныча», которая потом прозвучит в эфире (реклама!). Под перо Иванова попадали и малоизвестные авторы, и орденоносные лауреаты.
Именно стихотворные пародии принесли Александру Иванову известность, хотя в ранней молодости он был лириком и рифмовал «любовь» с «кровью». Но вовремя понял, что его стихи ничем не отличается от многих подобных посредственных образцов. Понял и стал пародировать других. Затем Александр Иванов начал писать эпиграммы, и эти два жанра стали его литературной профессией. Вот одна из эпиграмм:
Алле Пугачевой
Никого не обижаю
И в пророки не гожусь.
Пугачеву обожаю,
Пугачевщины – боюсь!..
А ведь до 30 лет Александр Иванов был скромным учителем начертательной геометрии и черчения в одном из московских техникумов. Явно не испытывая теплых чувств к этой работе, педагог шлет свои первые пародии в «Литературную газету». Их практически сразу стали печатать. В 1968 году была опубликована его первая книжка пародий «Любовь и горчица». В 1970 он был принят в Союз писателей.
В ельцинское лихолетье Александр Иванов был востребован как «демократический сатирик». Но его эпиграммы и пародии того времени не отличаются былым изяществом. Тем не менее, зарабатывая на жизнь, поэт участвует в различных агитационно-политических акциях. Все они заканчивались, по российской традиции, обильными возлияниями. После одного из таких «мероприятий» с поэтом случается обширный инфаркт, спровоцированный алкогольной интоксикацией. Так получилось, что в то время рядом с Сан Санычем не было его жены Ольги Заботкиной (бывшей балерины Мариинского театра), которая одна могла остановить запои мужа, страдающего от алкогольной зависимости.
Предлагаемая в нашей рубрике пародия Александра Иванова «спровоцирована» стихотворением Геннадия Касмынина, где есть такие строки:
Льды на реке ломает март.
Апрель как вор в законе,
И льдины стаей битых карт
Разбросаны в затоне.
Все путем!
В свои права вошла весна,
Вокруг светлей и чище.
И стаи воробьев, шпана,
Спешат на толковище.
Грачи, как крестные отцы,
Глаза свои таращат,
Везде домушники-скворцы
Уже чего-то тащат.
Барыга-мерин погорел –
Мужик его треножит.
А голубь, фрайер, ожирел,
Взлететь и то не может.
Лохматый пес сидит как вор
И пайку ест из плошки.
Крадется кот как сутенер,
На тротуарах – кошки…
Ворона, словно человек,
Разинула едало.
Сорока, падла, будто век
Свободы не видала.
Всех обогрел весенний свет,
Длинны, как сроки, тени…
И вот уже сидит поэт
И ботает по фене.
1979





















